На Северо-Западе становится тесно
В настоящий момент на рынке цветного проката Северо-Западного федерального округа ужесточается конкуренция поставщиков металлопроката между собой. Северо-Запад продолжает вызывать интерес у компаний из других регионов. И это притом, что перспективы увеличения потребления продукции цветной металлургии здесь пока не совсем ясны.
После удачного 2006 г. прошедший год оказался не слишком благополучным для поставщиков проката цветных металлов. Например, как рассказал А. Берёзкин, генеральный директор компании Лист, развитие рынка цветного проката Северо-Западного региона сегодня не терпит каких-либо изменений. Объемы потребления в 2007 г. практически не выросли. В частности, компания Лист за прошедший год увеличила объемы продаж на 10%, притом, что ранее годовая динамика роста продаж составляла более 10%. «Наиболее активно в настоящий момент работают только пищевая промышленность и отрасли, связанные с ТЭК и электроэнергетикой. Однако эти предприятия, к сожалению, цветного проката потребляют не так много», — добавил А. Берёзкин.
 
Серьезное влияние на рынок проката из меди и алюминия оказывают колебания стоимости металлов на LME. Алюминий в 2007 г. не преподнес участникам рынка никаких сюрпризов, практически стабилизировавшись на уровне $2,5 тыс. за тонну, чего не скажешь о меди: с января по май 2007 г. цены на данный металл выросли практически в 1,3 раза, с $5,67 тыс. до $7,62 тыс. за тонну, упав летом чуть ли не на прежний уровень. Осенью металл начал медленно дорожать, и к началу октября фьючерсы на поставку меди через 3 месяца достигли уровня $8,23 тыс. за тонну. Однако уже к декабрю цены стабилизировались на уровне $6,6-6,7 тыс. за тонну.
 
Данная ситуация заставила понервничать участников российского рынка. «Несмотря на значительное уменьшение стоимости меди на мировом рынке, отечественные производители в настоящий момент пытаются удержать цену на свою продукцию на высоком уровне, в результате чего иногда аналогичную импортную продукцию покупать выгоднее, чем российскую», — отмечает генеральный директор компании Лист.
 
В 2007 г. отмечено улучшение взаимоотношений между производителями и трейдерами проката цветных металлов. По словам А. Берёзкина, все отечественные производители как алюминиевого, так и медного проката в настоящий момент заинтересованы в работе с трейдерами и поставщиками цветных металлов и готовы предоставлять хорошие условия.
Из событий, которые оказали заметное влияние в 2007 г., можно отметить то, что компания Алкоа в течение всего года уделяла большое внимание производству продукции с высокой добавленной стоимостью, предназначенной для оборонной промышленности, самолетостроения и судостроения, где потребителями являются госпредприятия. В результате по стандартным позициям оказался перегружен КУМЗ.
 
Из событий, которые оказали заметное влияние в 2007 г., можно отметить то, что компания Алкоа в течение всего года уделяла большое внимание производству продукции с высокой добавленной стоимостью, предназначенной для оборонной промышленности, самолетостроения и судостроения, где потребителями являются госпредприятия.
 
Кроме того, прояснилась наконец ситуация с Фольгопрокатным заводом (ФПЗ), расположенным в Санкт-Петербурге и принадлежащим в настоящий момент самарской компании Цветметсервис. В частности, сообщается, что после проведения инвестиционного анализа предприятия специалисты завода приняли решение о его закрытии и создании на его площадях индустриального парка. Концепция развития этой площадки предполагает строительство комплекса общей площадью порядка 25,5 тыс. м2, включающего офисные и производственно-складские помещения. На территории индустриального парка будет две зоны: деловая, где разместятся два бизнес-центра класса С+, и производственно-складская зона.
 
По мнению аналитиков, закрытие ФПЗ связано с нежеланием компании Цветметсервис инвестировать в модернизацию убыточного производства при наличии прибыльного актива в Венгрии (завод Kobal). ФПЗ в настоящий момент остановил производство фольги, место и сроки его перебазирования неизвестны.
 
Структура поставок цветного проката в регион в 2007 г. практически не изменилась. Несколько увеличилась доля импорта. Как отметил А. Берёзкин, «алюминиевая продукция иностранного производства на рынке почти не представлена, поскольку на нее установлена большая таможенная пошлина. В ассортименте нашей компании такая продукция представлена в очень небольшом объеме. В прошлом году у нас значительно выросли объемы продаж медного проката иностранного производства — кровельная медь с высоким качеством поверхности, медные шины, профили».
 
К Северо-Западу продолжают проявлять интерес компании из других регионов. В частности, стоит отметить появление здесь филиала компании Галактика (Москва), генеральный директор которой С. Буниц, в частности, рассказал: «В 2007 г. компания Галактика открыла в Санкт-Петербурге свой склад, основным направлением работы которого является сбыт медного, латунного, алюминиевого проката. Однако в ассортименте представлен и иной прокат цветных металлов, осуществляются доставка и услуги по порезке. На мой взгляд, в Санкт-Петербурге достаточно жесткая конкуренция. Можно сказать, здесь больше участников по сравнению с московским рынком, и количество предложений на одного потребителя больше. Однако данная ситуация нас не пугает, поскольку мы предлагаем выгодные цены и обращаем более пристальное внимание на оборот, а не на прибыль. Важную роль играет отзывчивость и профессионализм наших менеджеров».
 
Б. Игонькин, генеральный директор компании Авиаль, отметил: «В настоящий момент на рынок Северо-Запада наша компания поставляет такие специализированные позиции, как лист АМГ-5, каленые плиты Д16т и заготовки из них, электротехническую продукцию. Кроме того, мы планируем продвигать проект поставки в регион сварочной алюминиевой проволоки, в том числе в прутках и бухтах для кораблестроителей. В настоящий момент потребности в этой продукции закрываются либо импортными поставками, либо проволокой кустарного производства. Компания Авиаль планирует удовлетворить эти потребности, поставляя сертифицированную ретрохимически очищенную проволоку собственного производства на еврокассетах для автоматической сварки и в прутках».
 
В связи с нарастанием конкуренции трейдерам приходится включать и комбинировать в своей стратегии развития различные составляющие — уделять больше внимания рознице, расширять номенклатуру, проводить универсализацию деятельности, улучшать качество обслуживания клиентов, расширять региональную деятельность и т.д. Например, А. Берёзкин отметил: «В настоящий момент наша тактика развития — быть ближе к клиенту. В 2007 г. компания Лист открыла очередной, третий по счету, склад в Санкт-Петербурге. Теперь на очереди — Москва».
 
Что касается перспективы увеличения потребления проката цветных металлов в Северо-Западном регионе, то они пока не совсем ясны. Так, аналитик ИФК «Метрополь» М. Худалов прогнозирует, что на внутреннем рынке России значительно увеличится потребление меди и алюминия со стороны электроэнергетики. Если в настоящий момент потребление меди в России составляет 500 тыс. т в год, то предполагается, что к 2012 г. эта цифра практически удвоится. «Это положительно скажется на положении российских производителей меди, поскольку они смогут защититься от ожидаемого переизбытка производства меди в мире в связи с рецессией в США», — говорит М. Худалов.
 
«Правда, — добавляет аналитик, — строительство новых объектов будет в основном сконцентрировано в Москве и Московской области, а также в Тульской, Тверской, Челябинской и Кемеровской областях. Северо-Запада это коснется в меньшей степени и в более долгосрочной перспективе».
 
Недостаточно активно развивается судостроение, являющееся крупным потребителем цветных металлов, показав в 2007 г. отрицательную динамику роста. Согласно информации Минпромэнерго, за 11 месяцев 2007 г. в судостроительной отрасли отмечено снижение промпроизводства на 3,6%.
 
Что же касается трейдеров Северо-Западного региона, то основные надежды относительно роста потребления цветных металлов возлагаются на строительство, активно потребляющее, в частности, лист и алюминиевый профиль.
Увеличение потребления цветных металлов в регионе прогнозируется в связи со строительством автосборочных предприятий. В частности, компания Русал в своей презентации о перспективах потребления алюминия показывает, что алюминий является вторым по распространенности использования материалом в мировом автопроме. И, в частности, при изготовлении каждого автомобиля, произведенного в США, Европе и Японии, используется 127 кг алюминия. Сочетание таких свойств, как легкость и прочность, делает алюминий идеальным материалом для автопрома, способным повысить безопасность автомобиля, обеспечить эффективный расход топлива и уменьшить экологическое воздействие 1 кг алюминия, используемого для облегчения веса металлических частей автомобиля, снизить расход бензина на 8,5 л, а выбросов CO2 — на 20 кг. Прогнозируется, что среднее содержание алюминия в автомобиле (в мировом автопроме) будет расти на 3,5% в год в течение следующих 5 лет. Однако все эти прогнозы более интересны лишь для крупных производителей, которые намереваются поставлять металлопродукцию для данных отраслей напрямую.
 
Что же касается трейдеров Северо-Западного региона, то основные надежды относительно роста потребления цветных металлов возлагаются на строительство, активно потребляющее, в частности, лист и алюминиевый профиль.
Как рассказал Т. Максютов, руководитель проекта компании Спецсплавиндустрия, потребность Северо-Западного региона в алюминиевом профиле составляет до 1,5 тыс. т в месяц в период строительного сезона.
 
Основную долю на данном рынке занимает профиль отечественного производства. Причем из-за того, что профиль — достаточно дорогой продукт, затраты на логистику в его стоимости составляют сравнительно незначительную долю. Следовательно, даже при доставке данной продукции из Красноярска цена повышается лишь на 2-3%, а при правильной организации логистики еще меньше.
 
Поэтому на Северо-Западе представлены практически все крупные российские производители алюминиевого профиля — либо через представительства, либо через дилеров и партнеров. Например, свое представительство имеет здесь ЛПЗ Сегал (Красноярский край). Также довольно уверенно на Северо-Западе чувствуют себя компании Татпроф (Татарстан), Агрисовгаз и Реалит (Калужская обл.), Алютех (Республика Беларусь) и т.д.
 
«Наша компания представляет интересы заводов БК-Алпроф (Ростовская обл.), Энерготехмаш (Самарская обл.) и компании Аэроалюминий (Ростовская обл.), но сотрудничаем мы и с другими поставщиками — например, с Татпрофом», — рассказал Т. Максютов.
 
Отчасти такая ситуация связана с тем, что в регионе пока отсутствует полноценный завод по производству алюминиевого профиля. Существующий Гатчинский завод строительных конструкций пока еще работает не на полную мощность, обладает ограниченными возможностями по габаритам выпускаемых профилей и не может наносить защитно-декоративные покрытия.
На сегодняшний день в стадии реализации находится несколько проектов строительства предприятий по производству алюминиевого профиля на Северо-Западе.
 
«Один из проектов осуществляет компания Спецсплавиндустрия, которая входит в крупный металлоторговый холдинг, занимающий серьезные позиции по продажам цветных металлов, причем как в виде сплавов, первичной продукции, так и в виде продукции третьего передела — плоского проката, прутков и т.д. Поэтому было принято решение о строительстве завода по прессованию алюминиевых профилей. В настоящий момент проект находится на стадии согласования. Он подразумевает строительство современного предприятия, оснащенного импортными автоматическими линиями, состоящего из двух цехов — прессового и анодирования. Планируется, что предприятие будет выпускать 400 т продукции в месяц с высокой долей анодированного профиля в общем объеме производства. Предприятие будет располагаться в г. Колпино, где с этой целью мы приобрели площадку», — рассказал представитель компании Спецсплавиндустрия.
 
Кроме того, Т. Максютов отметил, что стандартный профиль отечественного производства является вполне приемлемым по качеству и нисколько не уступает европейским или азиатским аналогам. Если же говорить о сложных чертежных профилях, то российские, как правило, лучше, чем турецкие или китайские. При этом последние, к сожалению, нередко поставляются в наш регион без соблюдения таможенного законодательства РФ.
 
Из-за рубежа импортируются в основном профили высокой отделки (анодированный, с предварительной обработкой поверхности, полированный электрохимполированием, или окрашенный в нестандартные цвета). Такой профиль в России не производится, а завозится из Европы (в частности, из Финляндии, Испании, Германии, Голландии, Польши).
 
При этом нужно отметить, что, например, германский поставщик профиля, компания Schuco, предлагая свою продукцию в России, часть объемов производит на российских заводах, а затем продает ее под своим торговым наименованием.
Что касается прогнозов развития данного сегмента, то, скорее всего, в ближайшие 5 лет ежегодный прирост объемов потребления алюминиевого профиля в среднем будет составлять 20%, поскольку Северо-Запад относится к тем регионам, где бурно развивается строительство.