Российский рынок профилей и систем из алюминия в последние несколько лет неуклонно рос. В условиях благоприятной конъюнктуры производители вели себя неоднозначно. Одни увеличивали свои мощности и расширяли присутствие на рынке, другие были не особо заметны. Не стал исключением и минувший год.
«В 2006 г. рынок развивался довольно интенсивно, как, впрочем, и в предшествующее ему время, подрастая ежегодно примерно на 15—20%. Основной тенденцией прошлого года была нехватка производственных мощностей, практически все заводы не смогли полностью удовлетворять запросы заказчиков. В целом выпуск по стране составил порядка 126 тыс. т профилей.
Следствием загрузки прессовых мощностей «под завязку» стало превышение спроса над предложением. Увеличение спроса отмечалось и по чертежным, и по архитектурным профилям, но наибольшим приростом характеризовался именно сегмент чертежных профилей. В географическом плане спрос был не только в Москве, но и в регионах — в столице рынок достаточно насыщен, тогда как в регионах есть, что еще строить и для кого строить: там активно возводятся офисные и торговые центры, элитное жилье. Хорошие объемы потребляют такие города, как Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск», — отмечает В. Здобнов, коммерческий директор компании Реалит.
«Совершенно очевидно, что рынок растет. Казалось бы, его расширение будет требовать все более высокого качества систем. Однако значительную долю рынка занимают такие компании, как Татпроф, Крамос Ал, выпускающие простые, если не сказать примитивные системы. Впрочем, у этих предприятий хорошо поставлен маркетинг. Данная тенденция обусловлена приходом на рынок все новых людей, ранее работавших с ПВХ-конструкциями.
Поскольку сейчас интенсивно ведется высотное строительство, то наиболее активно развивается направление фасадных систем. К сожалению, многие отечественные производители не обладают должным опытом, поэтому стремятся к простым техническим решениям, как, например, компания Крамос Ал, в системах которой нет даже отвода конденсата из ригеля стойки. Эта тенденция особенно заметна в регионах. Казалось бы, объемы рынка там растут, но производители как и прежде исходят из простоты изготовления, наличия регионального склада, приемлемой стоимости и сроков поставки. Технические аспекты часто уходят на второй план, так как значительную долю рынка составляют плоские вертикальные светопрозрачные ограждения. С другой стороны, в Москве все активнее распространяются новые высокотехнологические системы, например «Skyline 65», — считает И. Исаков, главный конструктор фирмы АэроАлюминий.
Интересной иллюстрацией этих двух мнений служат данные Федеральной службы государственной статистики (рис. 1). Согласно им в течение последних трех лет наблюдается увеличение строительных работ. Следовательно, строительство не может не тянуть за собой производство алюминиевых профилей и систем.
В географическом отношении развитие производства алюминиевых профилей и систем идет неравномерно. Существенный рост происходил в Центральном федеральном округе, где доминируют Реалит, Агрисовгаз и Мос-мек. Причем они же являются лидерами рынка архитектурных строительных систем в масштабах страны (рис. 2). Так, компания Реалит в ноябре прошлого года запустила новую линию, в которой благодаря печи с температурным градиентным нагревом заготовок и системе изотермической экструзии увеличивается скорость прессования. Кроме того, в 2006 г. Реалит укрепил свои позиции на рынке как по направлению чертежных профилей, так и по направлению профилей архитектурных. В 2007 г. продажи предполагается увеличить на 80%. Расположенный относительно недалеко от Реалита Агрисовгаз к нынешней осени планирует поставить новый пресс усилием 18 мН, увеличив выпуск профиля до 19—20 тыс. т. в год, и потеснить конкурентов.
Поскольку сейчас интенсивно ведется высотное строительство, то наиболее активно развивается направление фасадных систем. К сожалению, многие отечественные производители не обладают должным опытом, поэтому стремятся к простым техническим решениям.
Более близкая к первопрестольной Ступинская металлургическая компания ввела в эксплуатацию пресс усилием 21 мН Она позволит существенно усовершенствовать технологический процесс производства прессовых изделий, повысить качество и расширить номенклатуру выпускаемых профилей для архитектурно-строительных конструкций.
Подмосковный Мосмек (г. Видное), являющийся ядром дивизиона алюминиевых строительных конструкций Русала, перешел в корпорацию Главстрой, управляющую строительными активами Базового элемента. Тем самым выстраивается полный бизнес-комплекс, начиная от проектирования объектов и заканчивая их архитектурной начинкой и вводом в эксплуатацию. Соответственно, Мосмеку гарантируются более устойчивый сбыт и возможности для роста производства и продаж. И хотя «завод занимает достаточно неплохую долю на рынке, в его продукции не прослеживается единой линии, законченной концепции, что является следствием кадровой чехарды как менеджеров, так и специалистов. Систем много, все разрозненные, но ни одна не доведена до высокого уровня», — замечает И. Исаков.
Но если с Мосмеком все ясно, то не вполне понятно, какая складывается ситуация на Фрязинском экспериментальном заводе. Он способен прессовать до 300 т профилей ежемесячно, но его присутствие на рынке не ощущается. Нет определенности и с компанией DoorHan, «грозившейся» еще в октябре 2005 г. ввести в строй собственное производство профилей. Зато несколько прояснилось положение дел с Воронежским алюминиевым заводом. В 2006 г. кредит для него у банка Электроника попросила малоизвестная Единая коксохимическая компания. В свою очередь, банк подписал с Bayerische Hypo-Und Vereinsbank (Германия) соглашение на 9,25 млн швейцарских франков, а после получения в декабре денег перечислил их предприятию.
Все иностранные компании могут заказывать профили в России и собирать системы под своими торговыми марками. Кстати, Schuco так и поступает. Однако их продукция будет всегда дороже, чем у российских производителей.
Примечательно в этой истории следующее. В сентябре 2004 г. в прессе появилась информация о приобретении Воронежского алюминиевого завода ЕвразХолдингом и планах по инвестированию в него порядка $4,5 млн. Состояние предприятия на тот момент было отнюдь не самым лучшим — оно прошло через серию корпоративных конфликтов. В том же месяце ЕвразХолдинг заявил, что не имеет к нему ни малейшего отношения.
В отличие от центральной части России, предприятия Приволжского федерального округа не балуют рынок новостями. Энерготехмаш, судя по его сайту, в связи с обновлением производства продает горизонтальный гидравлический пресс. Также на предприятии внедрен модернизированный вариант системы для сборки окон и дверей из комбинированных профилей — АТ-70М. И все? Все новости? Маловато... Впрочем, находящаяся в том же федеральном округе корпорация Расстал (она же Татпроф) в своих новостях сделала акцент на участие в выставках. Странное поведение для лидера рынка...
Крупным центром роста производства профилей становится Южный федеральный округ. Небольшая по численности населения Белая Калитва вполне может претендовать на титул «алюминиевой столицы» Ростовской области. Здесь действуют сразу три предприятия — Алунекст, БК-Алпроф и АэроАлюминий. По темпам развития первенствует среди них, безусловно, компания Алунекст, в октябре запустившая новый тайваньский пресс с усилием 11 мН который позволит нарастить выпуск профилей на 40—50%. Кроме того, Алунекст и турецкая фирма Экстек открыли совместное предприятие по изготовлению прессовых матриц (мощность — 200 комплектов в месяц).
Определенный прирост выпуска профилей следует ожидать на Урале, где наиболее благоприятные прогнозы имеются для созданной в 2006 г. на базе одного из цехов корпорации ВСМПО-Ависма фирмы Алюминиевый профиль ВСМПО (АП ВСМПО). Собственно, выделение прессового направления из состава ВСМПО-Ависма в отдельную структуру ожидалось давно. Запущенному в 1995 г. в рамках конверсии цеху, конечно, неплохо было в технологической цепочке корпорации, но самостоятельность оказалась лучше. Это позволило выйти на заключение прямых договоров с заказчиками, увеличить объемы реализации продукции, определить реальный уровень затрат на производство, повысить заработную плату и заинтересованность работников в конечных результатах труда. Появилась возможность более оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации и строить планы развития предприятия с учетом прогнозируемого рыночного спроса по видам продукции. Объем реализации профилей увеличился в 2006 г. на 37% (по сравнению с 2005 г.), конструкций — на 69%, стеклопакетов — в несколько раз.
Нельзя исключать развития негативной ситуации, когда пузырь строительного бума лопнет, и экструзионные мощности окажутся не полностью загруженными. Расклад сил тогда изменится, кое-кто уйдет с рынка. Все ли готовы к борьбе за место под солнцем?
В активе предприятия порядка десяти строительных систем и оно является единственным в России производителем высокоэффективного пятикамерного профиля, а также обладает уникальной технологией прессования с использованием азотоохлаждаемого инструмента. Благодаря своим конкурентным преимуществам АП ВСМПО в 2007 г. планирует увеличить объемы производства и реализации продукции на 29%.
Зато другие местные игроки — КУМЗ, Урало-Сибирская профильная компания не особо заметны. «Хотя КУМЗ очень мощный производитель, его присутствия не только в Москве, но даже на Урале не видно. Выпускаемая заводом система «CITYprof» неконкурентоспособна. Также малоактивна на региональных рынках Урало-Сибирская профильная компания, работающая в основном в Екатеринбурге и выигрывающая за счет административного ресурса», — говорит В. Здобнов.
Достаточно неплохие перспективы имеют Сибирь и Дальний Восток, где в течение последних 15-16 лет появились новые игроки. Наиболее растущий из них — группа Сиал (Красноярск). Ее ядро — литейно-прессовый завод Сегал, выпустивший в прошлом году порядка 11 тыс. т профилей. Помимо Сиала, на восточном направлении работают новосибир-ские заводы Алсиб и СибПрофиль. Из более старых предприятий профилями занимаются КраМЗ и Хабаровский завод строительных алюминиевых конструкций (ХЗСАК). Что происходит на этих предприятиях, до конца неясно. На КраМЗе, по одним данным, висят немалые долги, по другим — растет выпуск продукции. С ХЗСАКом же Русская логистическая служба, занимающаяся расширением своей региональной складской сети, подписала договор аренды на склад класса «В» площадью 10 тыс. м2. Что это означает? Что он уходит с рынка?
В отличие от Сибири и Дальнего Востока, на просторах Северо-Запада заявленные в последние несколько лет проекты создания новых экструзионных производств явно не пошли. О первом проекте объявила в 2004 г. Hydro Aluminium, выразив намерение построить с помощью своей финской «внучки» Hydro Aluminium Salko (входит в Hydro Aluminium Profiler) предприятие по выпуску алюминиевых профилей, разместив его на промплощадке Сестрорецкого инструментального завода. Ввод в эксплуатацию намечался на II квартал 2005 г., но уже идет 2007 г., а никаких сведений больше об этом проекте не появлялось.
Вторым неудачником стал проект литейно-прессового комплекса, объявленный в 2005 г. компанией Петралюм. Он включал в себя литейное производство мощностью 15 тыс. т гомогенизированного цилиндрического слитка в год, прессовое производство, оснащенное двумя короткоходовыми прессами усилием 11 и 19 мН соответственно, вертикальную линию порошковой окраски и линию анодирования. Общая мощность проекта была рассчитана на годовой выпуск 12 тыс. т профилей. В марте 2006 г. предполагался запуск пресса первой очереди проекта. Год прошел и никаких вестей.
Свято место пусто не бывает. В январе минувшего года появились сведения о планах Ленпром-комплекта наладить производство алюминиевых конструкций, расположив его мощности на территории недостроенного комплекса зданий Гатчинапассажиравтотранса. По информации местной прессы, первую очередь нового предприятия хотели ввести в том же году, а после запуска второй очереди в 2008 г. общий объем производства должен был выйти на уровень 10,5 тыс. т. Алюминиевые конструкции предполагалось делать из профиля собственной марки, заказы на изготовление которого компания собиралась размещать на сторонних предприятиях. И опять никаких новостей.
Стоит отметить, что на российском рынке работает немало зарубежных компаний. «Ино-странцы занимают не более 8% рынка, правда, их цены более высокие, и эти предприятия мало занимаются чертежными профилями. Из западных фирм первое место, бесспорно, занимает Schuco, импортирующая порядка 1 тыс. т профилей и закупающая некоторое количество у российских производителей. За ней следуют Reynaers, Hueck, Metalplast. Очень активно торгуют системами Provedal турецкие компании. Ранее турки продавали много архитектурных систем на юге, однако сейчас их позиции сильно сузились. Они закрепились в южных регионах за счет серых схем таможенного оформления, но в настоящее время контрольные органы свели подобную деятельность на нет. Поэтому турки уже ставят прессы в России, как это сделала в Новороссийске Астэк-МТ.
Вообще, все иностранные компании могут заказывать профили в России и собирать системы под своими торговыми марками. Кстати, Schuco так и поступает. Однако их продукция будет всегда дороже, чем у российских производителей», — считает В. Здобнов.
Бесспорно, рост российского рынка «профильной» продукции продолжится и в 2007 г. Но уже сейчас очевидно, что он не беспределен. Нельзя исключать развития негативной ситуации, когда пузырь строительного бума лопнет, и экструзионные мощности окажутся не полностью загруженными. Расклад сил тогда изменится, кое-кто уйдет с рынка. Все ли готовы к борьбе за место под солнцем?
|